ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА
Школьный
дискуссионный клуб может стать одним из центров учебной и воспитательной
работы, как на уроках, так и во внеурочное время. Далее будут представлены
различные виды деятельности клуба.
Для
эффективной работы клуба и с целью привлечения учащихся к активной деятельности
рекомендуется создать Совет клуба и избрать президента. Совет клуба планирует
работу, проводит различные мероприятия.
ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ: МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИЙ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ ЭТИКО-ПРАВОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Курс
этико-правового образования предполагает активные формы работы с учащимися.
В любой теме рассматриваются ценностные вопросы взаимоотношений людей в
различных ситуациях. Одним из обязательных этапов рассмотрения различных
тем является дискуссия. Обучение детей навыкам ведения дебатов очень важно,
так как через дебаты у учащихся формируются навыки, позволяющие сформировать
принципы толерантного поведения. К таким навыкам относятся умение слушать
и слышать своих оппонентов. Это необходимо для того, чтобы опровергать
аргументы оппонентов, а не рассуждать на отвлечённые темы. Очень важно
умение участников дискуссии задать вопросы по услышанной речи оппонента
и самому ответить на вопросы, последовавшие после собственного выступления.
Опыт показывает, что это одно из самых трудных видов деятельности в дебатах,
так как часто вместо вопросов следуют утверждения, оспаривающие услышанное
в речи оппонента.
Дебаты
дают возможность приобрести навыки корректного ведения дискуссии. Участники
дискуссии учатся аргументировано и логично выстраивать своё выступление,
то есть быть убедительными. Одно из наиболее важных навыков, приобретаемых
в ходе дебатов – это умение рассматривать проблему с разных позиций, быть
терпимым к тому, что кто-то имеет другую точку зрения. В разумных пределах
поиск компромисса, для разрешения конфликта или сближения позиций оппонентов.
Обязательные элементы дискуссии:
Работа
с определениями: в начале дискуссии стороны обязательно должны
договориться о предмете спора, т. е. определить поле игры. Например, в
теме «Вредные привычки подростков должны быть ограничены» придётся определять
слова: вредные привычки, подростки, должны быть, ограничены. Как правило,
если требуется, то можно оговорить временной период, в рамках которого
рассматривается тема, и место (отдельное государство, или группа стран,
или все страны).
Критерий
- это цель, которую участники дебатов хотели бы
достичь, предлагая пути достижения, или ценность, которую. хотят сохранить
или сформировать в обществе. Критериями могут быть: права человека, ценность
человеческой жизни, безопасность общества и т.д.
Определение
актуальности темы осуществляется через указание разных точек зрения
на рассматриваемую проблему в обществе.
Работа
с вопросами учащиеся знакомятся с разными типами вопросов, учатся
их формулировать, а также сами отвечают на вопросы оппонентов. Для этого
предусмотрены специальные раунды вопросов.
Опровержение
позиции оппонентовможет достигаться приведением фактов или статистики,
ставящей под сомнение утверждение оппонентов, а также анализом соответствия
аргументов выдвинутому критерию.
Выстраивание
собственной позиции базируется на формулировании аргументов по
степени важности для доказательства своей линии в дискуссии. Подтверждение
своей позиции фактами, статистикой, цитатами известных людей.
Формы дискуссий:
-
дискуссия в группе, или мозговой штурм: в группе выделяется диспетчер,
который записывает любые аргументы членов команды. На этом этапе принимаются
любые версии и не подвергаются критике, чтобы показать значимость мнения
каждого члена команды. Затем вместе определяют наиболее важные аргументы
для обсуждаемой темы и готовят представителя от своей команды для выступления.
После его выступления команда помогает отвечать на вопросы оппонентов.
После выступления оппонентов все члены команды вместе формулируют и задают
вопросы. Команда работает только на отрицание или только на утверждение
позиции. Остальные зрители анализируют выступления команд с точки зрения
доказательности, возможности сближения позиций, оценивают культуру речи
и общение с аудиторией. Эта форма может быть как подготовительный этап
к другим более сложным формам дискуссии.
- дискуссия
в команде по формату К. Поппера
Играют
две команды по три человека: утверждения и отрицания. У каждого члена команды(
в дальнейшем мы будем именовать его спикером) чётко определена своя роль.
Для удобства мы представим регламент игры в виде таблицы, где участники
команды утверждения обозначены буквой У с порядковым номером (1, 2, 3),
аналогично членам команды отрицания присвоена буква О с соответствующим
номером.
Хотелось
бы отметить, что первые спикеры определяют поле игры через определение
темы. Спор по определениям считается неконструктивным, если не были допущены
фактические ошибки при трактовке понятий или необоснованное сужение темы
через географические ограничения (рассмотрение темы о последствиях технического
прогресса только на примере Новосибирской области), или временные ограничения
(только несколько лет).
Возможный
регламент дебатов см. в Табл. 1.
Таблица 1. Регламент дебатов.
У1
5 мин.
|
Представляет
команду, определяет ключевые слова темы, вводит и обосновывает критерий,
раскрывает актуальность темы, вводит аргументы и показывает их связь с
критерием.
|
|
|
|
|
|
|
О3 к У1
2мин.
|
Раунд
вопросов .Отрицающий 3 задаёт вопросы для уточнения информации, для подведения
оппонента к противоречию в своей позиции и т.д.
|
|
|
|
|
|
|
О1
5 мин.
|
Представляет
свою команду, принимает определения, формулирует антитезис, принимает или
обоснованно не принимает критерий и в этом случае может ввести свой критерий.
Опровергает аргументы оппонентов и выдвигает собственные.
|
|
|
|
|
|
|
У3 к О1
2 мин.
|
Раунд
вопросов
|
|
|
|
|
|
|
У2
4 мин.
|
Опровергает
аргументы оппонентов, если возможно, показывает неэффективность данного
пути для достижения цели, поставленной командой отрицания, приводит весомые
факты, подкрепляющие позицию собственной команды. Основная функция данного
спикера- обеспечить доказательность линии команды. Новые аргументы не вводятся.
|
|
|
|
|
|
|
О1 к У2
2 мин.
|
Раунд
вопросов
|
|
|
|
О2
4 мин.
|
Опровергает
аргументы оппонентов, восстанавливает аргументацию собственной команды,
подкрепляя её фактами, показывая связь с критерием. Роли У2 иО2 похожи.
|
|
|
|
У3
4 мин.
|
Проводит
сравнительный анализ позиции (кейса) отрицания и утверждения, выделяет
области столкновения, т.е. вопросы, по которым расходятся мнения команд,
и показывает, в чём предпочтительность позиции команды утверждения. Как
правило, это самая эмоциональная речь.
|
|
|
|
О3
4 мин.
|
Проводит
сравнительный анализ позиций утверждения и отрицания, показывает параметры,
по которым линия отрицания более убедительна, подкрепляет свою речь яркими
образами, цитатами. Это завершающая речь в игре.
|
|
|
|
Примечания
|
После
каждого выступления и раунда вопросов команда может взять тайм–аут (1-2
мин.) для обсуждения последующего выступления. Всего 6 минут за игру.
У
- спикеры утверждения, О - спикеры линии отрицания
|
|
|
|
В
игре оцениваются
-
Содержание
работа
с определениями ,
работа
с критерием,
работа
с аргументами ( отношение аргументов к теме, их разнообразие и глубина)
наличие
фактических ошибок,
работа
с вопросами
Максимальное
количество баллов спикеру - 10 , за допущенные ошибки снимается по баллу
в каждом из видов.
-
Структура:
соответствие
роли спикера,
структура
выступления,
логика
построения речи,
соблюдение
регламента
Максимальное
количество баллов – 10, ошибки в каждой из номинаций наказываются снятием
до двух баллов, регламент оценивается в1 балл.
-
Способ:
культура
речи,
культура
общения,
корректность
максимальное
количество баллов – 10, за ошибки может сниматься от 1 до 3-х баллов, в
зависимости от количества ошибок.
Результаты
могут быть занесены в таблицу (Табл. 2).
Таблица 2. Таблица результатов дебатов.
Спикер
|
Содержание
ниние
|
Структура
|
Способ
|
Всего
баллов
|
У1
|
|
|
|
|
У2
|
|
|
|
|
У3
|
|
|
|
|
итог
|
|
|
|
|
Лучший
спикер (фамилия)
|
Аналогичную
таблицу заполняют для команды отрицания.
Эта форма подведения итогов
может быть использована в старших классах. С младшими школьниками можно
использовать игру, как начало разговора по проблеме.
Для
того чтобы учащиеся постепенно овладевали навыками ведения дискуссии, необходимы
тренинги.
Остановимся на некоторых из них.
-
Зебра Предложена ситуация, участники тренинга
должны рассмотреть её с противоположных точек зрения, начиная фразу словами:
это хорошо потому, что… ; это плохо потому, что… ответы фиксируются, а
затем выбираются самые значимые на утверждение и на отрицание.
-
Задай вопрос: учащиеся готовят речь на одну
минуту, а затем отвечают на вопросы. Задача тех, кто задает вопрос, чётко
его сформулировать (15 сек), попробовать вопросы разных типов: закрытые
( предполагают ответы да или нет) и открытые. Можно выстраивать логические
цепочки из вопросов, чтобы подвести отвечающего к противоречию, или ослабить
его позицию.
-
Отработка интонации одна фраза произносится
с разными интонациями. Например: «Родители уехали в гости, и я остался
один дома»: произносится с печалью, с радостью, с гневом, с гордостью.
-
Пойми меня: учащемусясообщается название предмета
или явления, которое он должен объяснить другому человеку, не называя само
слово.
-
Сурдопереводчик один из учащихся произносит
речь, а второй должен с помощью мимики и жестов должен передать содержание
услышанного. С помощью этого упражнения ребята учатся избавляться от излишних
жестов при произнесении речи и чувствуют себя более уверенно. Для таких
упражнений рекомендуется выбирать знакомые для всех сюжеты ( можно пересказать
отрывок из сказки).
-
Корректность это очень важное упражнение, позволяющее
тренировать корректное поведение в любых ситуациях. Ученику задают достаточно
резкие или некорректные вопросы, а он должен отвечать, сохраняя хладнокровие
и оставаясь корректным. В дискуссии считается некорректным обращаться к
личному опыту оппонента, приписывать ему фразы, которых выступающий не
говорил, « додумывать» за выступающего, что же он имел ввиду на самом деле.
-
Ораторское мастерство для постановки дикции
произносятся разные скороговорки. Учитывая то, что в дискуссии время речи
ограничено, произносить её следует достаточно быстро, громко и чётко. Данное
упражнение позволяет отработать этот навык.
-
Работаем над ошибками: дискуссия или отдельное
выступление записываются на видеокамеру, а затем просматриваются с целью
выявить ошибки в речи спикера, предлагаются варианты новых вопросов и ответов,
обсуждается культура речи и общения с аудиторией.
А.Ю. Майничева
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА ШКОЛЬНОГО
ДИСКУССИОННОГО КЛУБА
Цель - на конкурсной основе
выбрать президента и совет школьного дискуссионного клуба. Претендентами
на должность президента могут являться учащиеся старших классов. От параллели
классов может выдвигаться любое количество претендентов. Основанием к выдвижению
могут являться личное желание, мнение одноклассников или преподавателей.
Выборы
проходят в два этапа.
Первый
этап - заочный. Претенденты представляют собственные программы организации
работы клуба. Программа должна содержать информацию о том, как, когда,
каким образом и кем будет выполняться работа. Должны быть описаны основные
мероприятия (заседания, экскурсии, конференции и пр.), принципы определения
тематики и выбора основной команды, силами которой будет выполняться намеченный
план. Объем программы - 2-3 стр. Экспертная комиссия отбирает 4-6 претендентов,
имеющих лучшие программы. Критериями являются наибольшая продуманность,
реалистичность, оригинальность, познавательный потенциал программы.
Второй
этап - очный. Претенденты должны публично представить и защитить свою
программу на собрании клуба, пройти установленные испытания. Завершает
второй этап тайное голосование, в котором принимают участие все присутствующие
на собрании.
Выбор
претендента делается на основании трех показателей:
1.
оценка программы экспертной комиссией,
2.
оценка очного этапа,
3.
результаты тайного голосования.
Претенденты
имеют право привлекать к подготовке программы любую помощь: одноклассников,
учителей, родителей, друзей, администрацию школы. Поощряется активное участие
в подготовке к выборам команд поддержки. Разрешено использовать любую литературу
(учебную, научную, художественную). Публичная защита программы может быть
подготовлена в любой форме (с использованием технических средств, средств
наглядной агитации, в драматической или стихотворной формах и т.п.).
Порядок
выборов совета клуба и круг его обязанностей предлагается претендентами
в одном из пунктов их программы. Претенденты, не прошедшие очный этап конкурса,
могут заявить о своем желании войти в совет клуба.
Срок
подачи программ для проведения экспертной оценки –(указывается дата
и место подачи). О сроках проведения очного этапа сообщается дополнительно.
Состав
экспертной комиссии – (указываются ФИО). Председатель комиссии -
(указывается
ФИО).
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ
Домашнее задание
1.
Суд
истории. Все деяния предков выносятся на суд потомков. Часто мнение
о том или ином деятеле, о том или ином историческом событии не однозначно.
Задание. Подготовить выступление с аргументами защиты поступков
одного из исторических деятелей (по выбору претендента). (5-7 мин.).
2.
Герой
дня. Представьте себя в образе одного из деятелей прошлого или
современности (по выбору претендента) в один из дней, когда от его действий
зависят судьбы многих людей. Задание. Обрисуйте сложившуюся обстановку,
ответьте на вопросы присутствующих. (5 мин.).
3.
Проблемы
современности. Какая проблема современности кажется наиболее острой.
Обосновать, почему.
Задания без подготовки
1.
Кто из великих людей последних двух тысячелетий в наибольшей степени воплотил
основные черты эпохи? Обосновать (5-7 мин).
2.
Проверка организаторских способностей претендента. Дается задание выбрать
из зала 5-7 человек для организации небольшого представления на основе
готового сценария (стихотворного текста).
Публичное
выступление с изложением и защитой своей программы (5 мин.). Ответы на
вопросы присутствующих
Критериями
оценки являются глубина содержания выступлений, обоснованность аргументации,
ораторское искусство, организаторские способности, фантазия и т.д.
А.Ю. Майничева