СОВЕТЫ ТЕМ, КТО ХОЧЕТ ПОСЕТИТЬ МУЗЕИ С ДЕТЬМИ

ВЫ ХОТИТЕ ПОЙТИ В МУЗЕЙ…

Спланируйте свое посещение заранее

Узнайте время работы музеев. Уточните, когда в музее выходной день. Обычно он приходится на вторник или какой-либо другой будний день. Если у вас есть доступ к Интернет, посетите веб-сайты музеев, чтобы быть составить представление о содержании основной экспозиции и выставок.

Обычно в музеях посвободнее утром, когда они только открываются. Кроме того, в это время дети еще не устали и не пресытились впечатлениями дня. В рабочие дни недели музеи не заполнены людьми, поэтому посещение будет менее утомительным.

Сколько брать детей?

Дети дошкольного возраста быстро утомляются и требуют большей заботы, чем дети постарше, поэтому будет уместна семейная вылазка в музей. Если у вас ребенок младшего школьного возраста, то вы можете пригласить с собой одного-двух его друзей. Если вы учитель начальных классов и запланировали посещение музея своими учениками, то выберите тот музей, что расположен неподалеку и позаботьтесь об организации небольших экскурсионных групп детей (5-7 человек). Средние и старшие школьники вполне самостоятельны, поэтому, при условии хорошего обеспечения доставки детей, на экскурсии можно приглашать целые классы. 

Приключения в музее

Будьте активны при подготовке посещения музея. Возьмите книги в библиотеке по теме музейной экспозиции, прочтите и обсудите их с детьми. Порекомендуйте детям младшего среднего школьного возраста самим сходить в библиотеку или сопроводите их туда. Посоветуйтесь с библиотекарем, какие книги будут полезны для предварительного знакомства с той или иной темой. Расскажите детям о том, что они увидят в музее, создавая атмосферу приключений. Для малышей будет уместна, например, какая-нибудь история в стиле сказки на ночь о динозаврах или освоении сибирских просторов. Дети постарше также будут в восторге от подобных рассказов, но для них вы можете придумать и более реалистичную историю с использованием вашего собственного жизненного опыта. Расскажите им о том, что вы испытали и видели сами и какое впечатление это на вас произвело. Используйте иллюстративный материал из книг или музейных проспектов.

4. Вам придется много ходить

При посещении музея вам потребуется много передвигаться пешком, поэтому позаботьтесь об удобной одежде и обуви.

5. Организация поездки

Чтобы добраться до музея в больших городах, часто требуется воспользоваться общественным транспортом. Большая часть музеев и зоопарки расположены недалеко от станций метро и остановок городского транспорта, однако если вы сопровождаете большую группу школьников, то лучше заказать специальный автобус. Кроме того, узнайте в школе о правилах организации поездок для учеников, выполните их. Попросите кого-нибудь из родителей или учителей школы поехать с вами, чтобы помочь вам. Расскажите детям о правилах поведения в транспорте. Обратите их внимание на условия техники безопасности в поездке. Удостоверьтесь, что все знают, как вести себя в автобусе, при переходе улицы, в музее. Обязательно подскажите детям, что делать, если они отстали от группы или потерялись.

В МУЗЕЕ…

Первая остановка – информационный центр

Сделайте вашей первой остановкой информационный центр, чтобы правильно спланировать свой маршрут. В каждом музее есть место, где вы можете получить брошюры и задать вопросы сотрудникам музея.

2. Учитывайте интересы детей

Выясните пожелания участников экскурсии. Если группа невелика, дайте возможность всем – и детям, и взрослым – выработать общий маршрут. Пусть старшие дети изучат планы этажей и выберут свой вариант посещения экспозиций. Уточните местонахождение туалетов, питьевых фонтанчиков, сувенирных киосков, буфетов и кафе. Если вы сопровождаете большие группы, попросите помощи у экскурсовода, который предложит свой вариант знакомства с музеем. Если вы в этом музее уже бывали, выскажите ему свои пожелания о просмотре той или иной выставки. Так сотруднику музея будет легче построить свой рассказ.

Малыши могут сосредоточиться на одной теме очень краткое время, поэтому не сердитесь, если вскоре им покажется интересен служитель музея, длинный лестничный пролет или декоративные украшения, а не та выставка, которую вы хотели ему показать. Вначале идите в те места, к которым проявят интерес самые младшие. Если дети еще не устанут, взрослые смогут отправиться посмотреть то, чего хотели они сами. Останавливайтесь и осматривайте любой экспонат, привлекший внимание детей, даже если это вначале не планировалось. Поощряйте проявление интереса. Если вы пришли в музей с дошкольниками, планируйте проводить в музее не более часа.

3.Беседуйте с детьми

Хороший способ сохранить интерес детей – это комментировать то, что они видят в экспозиции. Например, в музее, посвященном воздухоплаванию и полетам в космос, следует говорить о прошлом и настоящем самолетостроения, о чудесах науки и техники, об исследованиях космоса. В естественнонаучных музеях наибольший интерес вызывают истории о динозаврах, минералах, насекомых и животных. 

В картинных галереях попробуйте поступить так: выберите тему, например, животный мир, и дайте задание малышам найти рисунки и скульптуры с изображением животных. Попросите сравнить различные картины и описать, как они были созданы художниками (реалистично или абстрактно, цвета яркие или тусклые, мазки широкие или мелкие). Средние и старшие школьники уже вполне способны воспринимать информацию о биографии художника, об истории создания картин, о стилистических особенностях произведений искусства и т.п. 

Поощряйте воображение и выдумку. Попросите сравнить, глядя на картину, как люди одевались двести лет назад и как одеваются сейчас. Пусть ребята представят, например, путешествие в телеге и кибитке или опишут, каково приходилось русским землепроходцам - первооткрывателям сибирских земель.

Больше, чем видит глаз

В музее можно не только многое увидеть, но и сделать. Если дети устали и с трудом сосредотачивают внимание на выставленных предметах или картинах, посетите зал, где разрешено трогать экспонаты руками. Узнайте о проходящих в музее ознакомительных экскурсиях, драматизированных представлениях, музыкальных постановках. Возможно, в музее существуют мастерские, где можно самим поработать с глиной, бумагой или тканью. Посетите их.

Компьютерное время

На некоторых выставках вы можете найти интерактивно работающие компьютеры. Используйте их - и вы и ваши дети получат настоящее удовольствие!

Перерывы на отдых

Делайте частые короткие перерывы – особенно это важно для малышей. В киосках музеев вы можете найти детские книги и сувениры, которые заинтересуют детей. Загляните в буфет или кафе, расположенные в музее. Неплохо бы устроить небольшой пикник в ближайшем городском парке. Или просто прогуляйтесь где-нибудь в красивом месте, обмениваясь впечатлениями.

ВЕРНУВШИСЬ ДОМОЙ…

Обсуждайте!

Через некоторое время после посещения музея обсудите с детьми свой поход. Вместе вспомните самое интересное. Рассмотрите открытки и сделанные во время экскурсии фотографии. Спросите ребят, что им понравилось в музее. Ответьте на их вопросы. 

Планы на будущее

Дайте малышам какое-нибудь легкое задание, например, нарисовать что-либо, используя полученную на экскурсии информацию, найти соответствующие картинки в книге или почитать рассказ на эту тему. Помогите выполнить это задание. Попросите более старших детей подготовить устное сообщение или написать небольшое сочинение, о том, что они узнали в музее. Поощряйте интерес детей к дальнейшему изучению истории, искусства, естественных наук, родного края. Подскажите, где можно получить информацию по заинтересовавшей школьников теме. Узнайте, хотели бы ребята опять посетить этот или какой-либо другой музей. Вместе стройте планы на будущее.

Т.Б. Ашихмина